RSS-лента новостей

Самое читаемое в теме



Красная цена путепровода

Руководство Орловско-Курского региона Московской железной дороги направило в адрес администрации Курской области письмо, в котором предлагает ряд совместных мер по повышению уровня безопасности движения. Помимо прочих, особо следует выделить предложение о строительстве платных путепроводов.

Не кино – не проскочишь

Редко теперь встретишь киношный боевик или фильм ужасов, в которых обойдется без захватывающих кадров, когда автомобиль или пешеход проскакивают перед носом несущегося поезда. В реальной жизни все складывается не так удачно. Согласно сообщению пресс-службы железнодорожников в 2012 году в Орловско-Курском регионе МЖД произошло 3 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали 5 человек и 3 человека погибли. «Особую тревогу, – подчеркивается в сообщении, – вызывают столкновения автотранспорта с пассажирскими поездами и с рельсовыми автобусами, при которых могли быть допущены большие человеческие жертвы».

Так что же делать, чтобы жертв избежать? Сами железнодорожники называют несколько способов решения этого наболевшего вопроса и в первую очередь «осознание водителями автотранспортных средств той ответственности и возможных последствий, которые могут повлечь за собой нарушения правил проезда через железнодорожные переезды».

Повлиять на сознание водителей железнодорожники, по их сообщению, пытаются с помощью устной пропаганды, бесед с водителями (за истекший год проведено 1690 бесед с охватом 12447 водителей). Таким дедовским способом, однако, выиграть борьбу за сознание водителей оказывается чрезвычайно сложно. А потому железнодорожники тут же признаются, что «ситуация с ДТП на переездах остаётся тревожной».

Следующая мера: закрытие малодеятельных, не отвечающих требованиям безопасности переездов. В 2012 году в Орловско-Курском регионе МЖД закрыто 7 таких переездов (391 км перегона Орел – Становой Колодезь; 351, 387 и 391 км участка Волфино – Льгов; 37 км участка Охочевка – Колпны, 133 км участка Курск – Касторная, 492 км перегона Возы – Золотухино). Всего же в период с 2002 по 2012 годы закрыт 41 переезд (32 переезда по Курской и 9 переездов по Орловской областям).

Практика, однако, показывает, что подобный подход к решению проблемы далеко не всегда находит понимание у местного населения. Факт, что и после закрытия переезда железнодорожникам с помощью специальных рвов, стальных и бетонных заграждений приходится отучать местное население ездить здесь через пути. Но и препятствия, похожие на противотанковые надолбы, подчас преодолеваются местными лихачами – трактористами.

Решение проблемы – путепровод

Возрастающие скорости движения поездов, а возможно, и то обстоятельство, что проходящие через регион направления стальных магистралей будут использованы для участников и гостей зимней Олимпиады в Сочи, однако, заставляют железнодорожников попытаться найти наконец капитальные способы решения проблемы железнодорожных переездов. Самое лучшее решение этой проблемы – создание тоннелей, либо путепроводов-мостовых сооружений, пропускающих одну дорогу над другой.

Кстати

Планы строительства платных виадуков на деньги инвесторов железнодорожники обсуждают с чиновниками с 2005 года. Впрочем, рентабельным, как считают некоторые экономисты, «частный» путепровод может быть при условии, если будет пропускать ежесуточно около 30 тыс. автомобилей. Их строительство может обойтись бизнесу в миллиарды рублей. Так, на путепровод в Климовске, открытый на федеральные средства в 2008 году, было потрачено 800 млн. рублей. Программа «Дороги Подмосковья» на период 2009-2011 годов» выделяла на возведение путепровода на подъезде к Подольску 2,23 млрд. рублей, на виадук у платформы Хлебниково в Долгопрудном — почти 6 млрд. рублей.

Вот об этом сооружении и вспомнили теперь железнодорожники, которые в обращении к администрации Курской области предлагают увеличить пропускную способность дорог и повысить безопасность движения… за счет строительства путепроводов, в том числе платных, обеспечивающих беспрепятственный проезд автотранспорта в любое время суток, вне зависимости от движения поездов. Проекты планируется реализовать в рамках частно-государственного партнерства, предусматривающего передачу путепроводов в государственную собственность по истечении срока их платной эксплуатации. Рефинансирование частных инвестиций осуществляется за счет платы за проезд, взимаемой с пользователей автомобильных дорог.

При этом приводится в пример подобный путепровод, строительство которого недавно (18 декабря 2012 года) завершено в Рязани. В настоящее время движение по этому сооружению открыто в тестовом режиме, а после 28 января 2013 года и оборудования специальных пунктов взимания платы расплачиваться за проезд можно будет как наличными, так и по карте. Плата за проезд – 15 рублей для легкового транспорта, а для автомобилей высотой более 2,1м – 30 рублей. Правом бесплатного проезда будет пользоваться весь спецтранспорт (МЧС, «скорая помощь», полиция), общественный транспорт, а также транспорт, принадлежащий государственным и муниципальным учреждениям, в том числе школам и детским садам.

Опыт рязанцев так понравился руководству Орловско-Курского региона Московской железной дороги, что там, проанализировав объёмы движения, уже определили 9 переездов с наиболее интенсивным движением, которые в перспективе могли бы стать объектами для строительства подобных путепроводов.

И еще несколько цифр

Всего в Орловско-Курском регионе Московской железной дороги эксплуатируется 244 железнодорожных переезда (83 переезда в Орловской и 161 переезд в Курской области), 18 из которых охраняемые. В Орловско-Курском регионе Московской железной дороги, проанализировав объёмы движения, определили 9 переездов с наиболее интенсивным движением, которые в перспективе могли бы стать объектами для строительства подобных путепроводов.

В Курской области это:

– переезд 530 км перегона Свобода – Курск направления Москва – Харьков;

– переезд 519 км перегона Свобода – Курск направления Москва;

– переезд 468 км станции Поныри направления Москва – Харьков;

– переезд 496 км станции Золотухино направления Москва – Харьков;

– переезд 396 км станции Льгов участка Льгов – Ворожба;

– переезд 356 км станции Коренево участка Льгов – Ворожба;

– переезд 29 км перегона Снижа – Остапово участка Арбузово –Курбакинская.

В Орловской области это:

– переезд 7 км перегона Кромская – Цон направления Орёл – Брянск. Располагается в центре города Орёл.

– переезд 5 км перегона Орел – Кузьмичевка направления Орёл, расположен в черте города Орел.

Везде ли коммерция уместна?

При этом следует отметить не только тот факт, что курянам предлагают освоить в три с лишним раза больше проектов, чем орловчанам, но и разницу в месте расположения предполагаемых путепроводов. Для наших соседей оба проекта предполагаются в черте Орла, в том числе один – в центре города. Курянам же предлагают заменить путепроводами семь переездов и все в сельской местности.

Реально ли сегодня говорить о возможности претворения такого предложения? Пока реакция областных чиновников на письмо железнодорожников более чем сдержанная. По словам начальника отдела развития транспортной логистики комитета промышленности, транспорта и связи Курской области Галины Ковалевой, областная администрация ведет постоянный диалог с железнодорожниками о проблемах переездов. Прийти к единому мнению на возникающие проблемы при этом не всегда удается. Вместе с тем в рамках Соглашений о взаимном сотрудничестве с ОАО «РЖД» в лице филиалов Московской и Юго-Восточной железных дорог вопросы решаются. Один из таких примеров – строительство в 2013-2014 годах на территории Клюквинского сельсовета Курского района Курской области путепровода на автомобильной дороге регионального значения с последующим закрытием установленным порядком железнодорожного переезда 543 км перегона Курск – Шумаково ЮВЖД. Также планируется строительство в 2013-2015 годах в створе ул. Советской города Курчатова Курчатовского района Курской области путепровода тоннельного типа с последующим закрытием установленным порядком железнодорожных переездов 424 км и 428 км перегона Дьяконово – Лукашевка МЖД.

Непросто, в том числе в смысле законодательного обеспечения, решаются вопросы подходов автомобильных дорог к переездам. И здесь у региона с железнодорожниками нет единого мнения. К тому же в этом вопросе необходимо преодолеть ряд нестыковок в законодательной сфере. Областная власть предлагала, чтобы работы по оборудованию подъездных путей в полосе отвода железных дорог железнодорожники проводили за свой счет, а затем регион мог бы компенсировать партнерам понесенные затраты. Но единства мнений пока не достигнуто.

Что же касается предложения по поводу путепроводных развязок, то никто не спорит: это стало бы наиболее эффективным решением проблемы. Но и тут весь вопрос в способах строительства. Все решается достаточно просто для магистралей, по которым идут сверхскоростные поезда типа «Сапсан». В этом случае путепроводы возводятся за счет федеральных средств. Что же касается предложенного варианта частно-государственного партнерства на направлении «курского хода» со скоростным движением пассажирских поездов, то областная власть подобные предложения, конечно, может рассматривать, только поставив во главу угла интересы местных жителей, возможности областного и местных бюджетов, на которые ляжет судя по всему ответственность за создание тех же подъездных путей. Но особо внимательно следует при выдвижении подобных проектов рассмотреть возможные последствия социального характера. Вряд ли сегодня приемлемо выглядят, к примеру, сразу два платных путепровода на перегоне Курск – Свобода. Именно здесь ведь проходит дорога в одну из главных святынь России – Коренную пустынь. И хотя, как говорит пословица: «Богу – богово, кесарю – кесарево», но все же не до такой степени. Хорошо, конечно, что железнодорожники учли все возрастающую потребность данного направления у курян и туристов, но плата за проезд к святому месту будет выглядеть довольно кощунственно.

Как, впрочем, и взимание платы с далеко не богатых жителей Камышинского сельсовета, за их практически ежедневные поездки в Курск и обратно. Что касается остальных направлений, то их коммерческая привлекательность достаточно проблематична.

{jcomments on}

КурИнфо новости Курской области